пятница, 21 февраля 2020 г.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ФЕСТИВАЛЬ ГРАФИКИ – UNI GRAPHICA 2019»


С 12 сентября по 13 октября 2019 года в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко состоялся международный выставочный проект­-конкурс «Фестиваль Графики – UNI Graphica». Идея организации и проведения такого фестиваля на Юге России ещё в 2017 году была предложена краснодарским художником Евгением Казицыным как результат его наблюдений за современным состоянием профессиональной графики в городе и крае, которая, участвуя наряду с живописью, фотографией, скульптурой и другими видами искусства в различных конкурсах и «соревнованиях», в силу различных причин зачастую не имеет своего собственного места в контексте выставочной деятельности. В инициативную группу по организации фестиваля, приёма работ, определения условий конкурса и критерия оценок присланных произведений вошли: Евгений Казицын, Анастасия Полтинникова, Надежда Устрицкая и Ольга Беднаржик.
Уникальность фестиваля графики, как события международного масштаба выражена через корень «UNI» – «Единство», а в качестве главного героя конкурсных работ 2019 года был выбран «Человек», объединивший в единое целое творческие интересы более 176 художников­графиков из 31 страны мира. Отбор произведений для фестиваля осуществило жюри конкурса, сформированное из числа авторитетных экспертов из России (Алексей Паршков, Владимир Егоров, Михаил Сидлин, Татьяна Ларина, Иван Ващенко), Мексики (Юлия Ахмадеева), Швеции (Ларс Йоран Евдокимчиков­Мальмквист), Германии (Евгения Егер), Финдляндии (Юхани Ярвинен).
Из огромного числа просмотренных работ для участия в выставочном проекте экспертами было отобрано 400 произведений различных видов уникальной и печатной графики: от карандашного рисунка и офорта до авторской книги художника, созданных за последние
3 года. Большую часть произведений, вошедших в экспозицию, после окончания работы выставки, авторы подарили в фонд музея.
Конкурсные условия выставочного проекта были определены 10 номинациями: печатная графика, уникальная графика, книга художника, книжная иллюстрация, миниатюра, оригинальность трактовки темы, профессионализм, преемственность традиций, новаторский подход, экологичность техники в печатной графике. Независимо от направленности номинации члены жюри оценивали владение художественным графическим материалом, оригинальность замысла и актуальность темы, креативный подход и эстетику графического произведения. В процессе анализа проделанной экспертами работы обнаруживались некоторые расхождения в оценках, поставленных специалистами из России и из­за рубежа.  Однако именно «различия» членов жюри по географии, менталитету и профессиональному опыту позволили получить более объективный суммарный результат в присуждении мест.
Победителями открытого конкурса, занявшими призовые места, стали 26 художников из Мексики, Польши, Израиля, Бельгии, Греции, Италии, Кореи, Швеции, Нидерландов, Пуэрто­Рико, Канады и России (Нижний Тагил, Москва, Владикавказ, Краснодар, Арзамас, Санкт­Петербург, Тамбов). Но главный приз конкурса «Гран­при» получила Кена Китченгс (г. Толука, Мексика) за 3 авторские книги: «Ворон и Ля Перуз». 2018 г. (линогравюра, штампы), «Без названия (переправа оленей)», 2018 г. (литография на вощёной японской бумаге из волокон тутового дерева, штампы, линогравюра) и «Происхождение огня», 2019 г. (сухая литография, штампы).

КЕНА КИТЧЕНГС. Толука, Мексика.Происхождение огня. 2019. 
КЕНА КИТЧЕНГС. Толука, МексикаВорон и Ля Перуз. 2018.

Самый большой ресурс, вложенный в проект – это человеческий. Участие в разных этапах организации фестиваля приняли: члены инициативной группы, члены жюри, художники, багетная мастерская Антико, волонтёры и партнёры – компания «Ростелеком», галерея «Арт­Союз», КубГУ, галерея «Ларина», галерея «Глюк» и Свято­Ильинский храм. Важно отметить, что такое объединение инициативных людей с музеем создало плодотворную среду для творчества и искусства графики.
Программа фестиваля оказалась чрезвычайно насыщенной. На различных выставочных площадках города проводились лекции, беседы, мастер-­классы и видеоконференции. Среди специалистов, проводивших мероприятия были: Карин Цорн (Австрия), Алексей Паршков, Надежда Устрицкая, Ирина Мартусенко, Ольга Беднаржик, Анастасия Полтинникова, Дмитрий Бабенко, Евгений Казицын, Сергей Репнин (Москва) и Алексей Парыгин (Санкт­Петербург). Член жюри Юлия Ахмадеева (Мексика) провела лекции и ­презентации –
«Независимые коллективные графические мастерские и студии молодых художников в г. Морелия, штат Мичоакан, Мексика» и «Книга художника или книга-­искусство? Определения и сложности жанра». На экспозиции она создала книгу ­художника­ инсталляцию «Tree­massage», которая предполагала вовлечение и участие всех желающих.  Во время работы выставки посетители могли просмотреть видеоролики, на которых были записаны комментарии художников о своих работах. Так графические произведения получили своё продолжение в ярких и живых рассказах их создателей. 
Прошедший в Краснодаре фестиваль графики можно назвать исследовательским экспериментом, так как он дал сотрудникам и посетителям музея невероятно живой и наглядный материал для восприятия и осознания – это способ саморазвития, расширения личной, внутренней картины мира. Именно концентрация творчества представителей разных культур одного временного периода дает понимание современного искусства графики в целом.
Экспозиция представила собой своего рода калейдоскоп видения мира современными авторами, реализующими свои идеи посредством искусства графики, как в классической интерпретации, так и в экспериментальном формате. Единство графики предстаёт в её многообразии: географическом, ментальном, техническом. Здесь и классические манеры, преемствующие традиции, и авторские поиски комбинирования подходов, во многом нацеленные на создание оригинальных решений в композиции и экологичность используемых материалов.
UNI Graphica – это книга о нас, написанная на белой или тонированной, тонкой или плотной, фабричной или ручного литья бумаге множеством почерков. Каждый имеет свой наклон, разброс высоты, организацию на листе и скорость. Каждый – результат вдохновенного труда и полноценное произведение искусства.
Проект способствовал пониманию места графики в контексте современного мира, как глобально, так и локально, вектора развития графического искусства и имел образовательные цели. Отклик от авторов со всего света превзошёл все ожидания. Актуальность такого международного события подтвердилась. Идея о продолжении проекта требует детального анализа с учётом полученного опыта первого фестиваля. При должной реализации через 3 года «Фестиваль Графики – UNI Graphica» имеет большой потенциал, чтобы стать достоянием города и края.


Комментариев нет:

Отправить комментарий