вторник, 25 февраля 2020 г.

ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА (РАССКАЗЫ О КОЛЛЕКЦИЯХ)

Г.А. АВЕТИСЬЯН И ЕГО НАСЛЕДИЕ
АВЕТИСЯН Г. А. Автопортрет

Г.А. Аветисьян вошел в историю кубанской культуры, прежде всего, как профессиональный художник, представитель старейшего поколения мастеров изобразительного искусства. Его художественное наследие является составной частью региональной культуры, поскольку расширяет наши представления о развитии изобразительного искусства, о просветительской и иных видах творческой деятельности кубанской интеллигенции.
В фондах Краснодарского художественного музея находится свыше 70 живописных и графических работ художника. В основном это пейзажи, портреты, среди которых большое количество произведений небольшого формата, выполненные в основном на бумаге, клеенке, холсте, но без подрамника, на журнальных листах. Поступление коллекции работ Г.А. Аветисьяна в фонды музея имеет свою историю.
АВЕТИСЯН Г. А. Горный пейзаж

В конце января 1980 года общественность Краснодара, впервые в художественной жизни края, отметила юбилей кубанского художника – 100 лет со дня рождения. К этой дате была открыта выставка, на которой экспонировались пейзажи, портреты, эскизы, рисунки. Любовь Аветисовна Аветисьян, сестра художника тогда подарила музею более 60 работ
Г.А. Аветисьяна. Началась работа по изучению его наследия. Сотрудниками музея была проделана огромная работа. В частности, разосланы письма с запросом о нахождении картин
Г.А. Аветисьяна в Третьяковскую картинную галерею, Русский музей, а также в музеи Армении, Таганрога, Ростова­-на-­Дону. В результате было выяснено, что ряд работ находится в Государственной картинной галерее Армении и совсем немного в частных собраниях.
На выставке наряду с работами из фонда Краснодарского художественного музея были представлены работы Государственной картинной галереи Армении и частным владельцем.
При всем многообразии творческих интересов Гайка Аветисовича Аветисьяна, наивысшее достижение его искусства связано с живописью и с графикой. Он принадлежал к числу художников, чьи работы определили высокий уровень советского искусства, и явился одним из представителей плеяды художников, отражавших время и вложивших в работы собственное видение мира. Первоначальное художественное образование Гайк Аветисович получил в 1903 году, работая под руководством художника Е.И. Посполитаки. В школе Евгения Ивановича Г.А. Аветисьян много писал маслом, в основном пейзажи родной природы, в которых с особенной полнотой раскрывались лирические грани его таланта. В них художник остается один на один с природой, поэзию которой он умеет почувствовать и передать исключительно тонко.
Г.А. Аветисьян остался верен пейзажу на протяжении всего творчества. Талантливый педагог и художник, получивший образование во Франции и живший с 1903 по 1910 годы в Париже, Г.А. Аветисьян хорошо знал и высоко ценил искусство французских художников тогда еще мало знакомое в России.
В ранних работах художника появились черты импрессионизма, уступившие затем место иным живописным и стилистическим исканиям.
В зрелом творчестве художник все более смыкается со стилистикой «модерна», неизменно при этом сохраняя глубоко правдивое и реалистическое постижение природы. Творчество Г.А. Аветисьяна стало одной из существенных граней изобразительного искусства
ХХ века. Не последней причиной здесь оказалось осознание художника своих корней и прямых связей со своеобразным складом восточных традиций и восточного темперамента. Г.А. Аветисьян посвятил очень много работ Армении. В его пейзажах нашли отражение эпическая обобщенность, обостренное чувство современности.
Из многочисленных выставок, на которых экспонировались работы Г.А. Аветисьяна, хотелось бы выделить наиболее значительные. Это, безусловно, персональная выставка
Г.А. Аветисьяна в 1959 году и выставка, посвященная 100 ­летию со дня рождения художника (1980 г.). По мнению очевидцев, в 1959 году выставка произведений Г.А. Аветисьяна, проходившая в стенах Краснодарского художественного музея, имела грандиозный успех, она была значительным событием в жизни города.
Не менее значимой явилась его педагогическая и общественная деятельность на благо развития просвещения Кубани. Он был одним из инициаторов создания Краснодарского филиала Ассоциации художников Революционной России, который объединил профессиональных художников.
Г.А. Аветисьян был членом художественного кружка при картинной галерее им. Ф.А. Коваленко. Добровольная, практически не оплачиваемая работа Г.А. Аветисьяна
в различных просветительских и общественных объединениях и организациях имела огромную практическую значимость и воспитательное значение.
Мастер был членом правления Краснодарского Союза художников и активным участником выставок, устраиваемых этой крупной организацией.
Много лет художник отдал преподавательской деятельности, из них 40 лет работе в Краснодарском художественном училище (1922–1962).
Г.А. Аветисьян явился ярким представителем той интеллигенции, которая активно занималась профессиональной и просветительской деятельностью, внося весомый вклад в развитие художественной культуры Кубани.
АВЕТИСЯН Г. А. Мальвы

АВЕТИСЯН Г. А. Зима

АВЕТИСЯН Г. А. Яблони


Комментариев нет:

Отправить комментарий