вторник, 25 февраля 2020 г.

ПОСЛЕДНИЙ СОЛДАТ АНДЕГРАУНДА


Памяти Евгения Цея
30 июля в стенах Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко собрались жители южной столицы, чтобы вспомнить крупнейшего представителя кубанского андеграунда, знаковую фигуру в изобразительном искусстве 60­х – начале 80­х годов XX века – Евгения Цея.
Будущий художник родился в 1924 году в тахтамукайском ауле Шенджий. Мать художника, Анастасия Леонидовна Попова, приехала в аул обучать шенджийских детей русскому языку. Здесь и познакомилась с Сулейманом Хатитуовичем Цеем, известным на Северном Кавказе солистом танцевального ансамбля. Дядя Евгения Цея, Ибрагим Салехович, – один из основоположников адыгейской литературы и первый директор организованного им областного театрального техникума в Краснодаре. Подобные биографические факты не могли не отразиться на мироощущении художника и его дальнейший творческий путь.
Совсем юного Евгения Цея мобилизовали на фронт, затем он продолжил служить до 1949 года. Вернувшись, решил осуществить свою мечту – стать художником. Закончив Краснодарское художественное училище, работал театральным оформителем, позже – подсобным рабочим на разных производствах. В его «хрущёвке» и дощатом сарае-­мастерской на рынке создавались основы нового нонконформистского искусства Кубани. Маргинальность восприятия повседневности являлась смыслообразующим принципом в творчестве Евгения Цея.
1970­е годы оказались самыми продуктивными для художника. Работая преимущественно сериями, в 1971 году завершил крупную работу над графическими листами «Гримасы советской демократии» и«Человеческие фигурки (строители)». Через 2 года шариковой ручкой и карандашами им были выполнены более четырех с половиной сотен рисунков для новой серии «Из каталога человеческих страстей и эмоций», созданы более сотни композиций сюрреалистической серии «Уходящее столетие» и еще 175 работ – для новой серии «Уходящее тысячелетие»; тушью, пером и карандашом исполнены 58 листов из цикла «В стиле Пикассо», на оргалите гуашью написаны семь композиций из серии «Люди-­собаки», выполнены 53 гуаши из серии «Начало романтической абстракции». В 1976 году Евгений Цей начинает по­настоящему заниматься станковой живописью. Он обладал способностью модифицировать художественные образы сквозь призму собственной эстетики. Об этом говорит оммаж на работы его любимых художников – Гойи и Пикассо. Он перерабатывал известные сюжеты, привнося в них черты своей эпохи. Художественная самобытность краснодарского нонконформиста соткана из этнического колорита, мифологии и театральной декоративности. Стилистическая полифония в творчестве варьируется от сюрреализма, экспрессионизма до примитивизма.
Евгений Сулейманович не являлся создателем нового стиля или течения, во многом он был важен как символ своей эпохи, вдохновивший целое поколение известных на сегодняшний день художников Краснодара. К концу 1970­х годов вокруг него собрались молодые художники, которые позже образовали подпольную художественную группу «Контакт». Участниками группы стали Михаил Скворцов, Сергей Воржев, Виталий Коробейников и многие другие. До конца жизни Евгений Цей, в отличие от других участников группы, был невыставляемым. Единственная прижизненная выставка не провисела и часа. Администрация не позволила экспонировать работы в родных для художника стенах Краснодарского художественного училища. Его цикл работ «Сатирические сюжеты» так и простоял несколько дней вдоль стен кабинета искусств, а самого художника окрестили «воспевателем содержимого мусорных ящиков».
Фигура художника из ­за отсутствия должного исследования обросла легендами, став сплошной мистификацией. Так, одним из важных биографических фактов является участие Евгения Цея в культовой «Бульдозерной выставке» 1974 года, при этом нет ни одного подтверждающего документа. Данная выставка имела оглушительный резонанс, став символом борьбы за свободу самовыражения. Таким же символом стал Евгений Сулейманович для более молодого поколения краснодарских нонконформистов. Скандал и разгром «Бульдозерной выставки» раскрыл обратный эффект, сформировавший сферу публичности для художников и зрителей в советском обществе. Тема гласности, борьбы и закостенелости советского режима – ключевые темы в творчестве адыгейского художника. Об этом говорят названия его циклов работ: «Гримасы советской демократии», «Антивоенная серия», «Капричос».
Исследуя наследие художника, важно отметить, что до сих пор невозможно восстановить полную картину его многочисленных серий: часть утеряна, многое было подарено им лично. Большая часть работ хранится в Северокавказском филиале Государственного музея Востока в Майкопе – более двух с половиной тысяч листов и полотен. Такой дар музей получил от самого сына известного художника Валерия Цея. 75 работ хранятся в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств. До недавнего времени в фондах Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко можно было насчитать 9 работ кисти Евгения Цея, преимущественно сделанных маслом. В этом году в состав фонда на правах дарения были включены 2 графические работы из серии «Из каталога человеческих страстей и эмоций» 1973 года. На данных листах абстрактно представлены сплетенные обнаженные тела, плавающие в пространстве. Уверенная линия без растушевки воссоздает фигуры мистических существ в карнавально­-аллегорической форме. Для Евгения Цея человеческая фигура –
пространство, в котором выразительно играет резкая линия и контрастируют локальные цветовые пятна.
Выставка «Последний солдат андеграунда. Памяти Евгения Цея» практически собрана по крупицам: экспозиция была представлена фондами Северокавказского филиала Государственного музея Востока в Майкопе, Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко, а также частными собраниями местных художников и искусствоведов.
ЦЕЙ Е. С. Композиция №10

ЦЕЙ Е. С. Младенец в окружении мракобесов

ЦЕЙ Е. С. Три грации


Комментариев нет:

Отправить комментарий