Театральное искусство имеет
многовековую историю. Несмотря на появление кинематографа, телевидения,
увлечения общества компьютерными технологиями, театр не теряет своей
актуальности и по сей день, идет в ногу со временем, завоевывает сердца все
новых и новых зрителей. С целью поддержки развития театрального искусства 2019
год в России был назван Годом театра. По всей стране проводились мастер-классы,
национальные театральные фестивали, конкурсы режиссеров и театров, форумы,
театральные олимпиады. В музеях и библиотеках проходили мероприятия,
посвященные театру.
Не исключением стал и Краснодар, в котором театральное
искусство всегда была на высоком уровне: Летний театр (находился в Городском
саду и сгорел в годы войны), Зимний (на его месте сегодня расположена
Филармония) и Северный (впоследствии ставший кинотеатром «Россия»). После
революции в 1920 году Зимний театр был преобразован в Академический театр драмы
имени М. Горького, который из исторического помещения переехал в новое
современное здание.
Датой рождения Краснодарского театра оперетты стал 1933
год. А в 1937 году он стал называться Краснодарским театром музыкальной
комедии. В конце XX века значительным событием стало появление Творческого
объединения «Премьера», под управлением Л.Г. Гатова (1990). В это объединение
вошли: Краснодарский Молодежный театр (1991), Новый театр кукол (1993), с 2002
года – Краснодарский музыкальный театр. Совсем недавно (2012) появился Театр
одного актёра, где каждый новый спектакль не похож на предыдущий.
От театральных постановок остаются молчаливые
свидетельства – работы театральных художников (эскизы костюмов, декораций и
макетов афиш), где они воплощают художественный замысел режиссера. Сохранять
эти живописные и графические произведения – одна из задач музея.
Первые графические и живописные листы «театральной»
тематики появились ещё в 20х годах прошлого (XX) века. Источниками поступления
стали Государственный музейный фонд (А.А. Экстер «Эскиз театрального костюма к
пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта», К.А. Коровин Эскиз «Восточная фантазия» и
др.), Московский музейный фонд (В.С. Барт «Танцовщицы»). Из Управления культуры
Краснодарского края, от самих художников или их родственников поступили работы
В.И. Пермякова, А.Я. Головина, А.А. Веснина, М.А. Доброва. В фондах музея
находится четыре эскиза декораций к разным постановкам живописца и графика,
авангардиста, выдающегося театрального художника, сценографа, одного из
виднейших представителей объединения «Голубая роза» – С.Ю. Судейкина.
ГОЛОВИН А. Я. «Эскиз декорации к опере М. П. Мусоргского «Борис Годунов». 1911 |
Пополнение фондов продолжалось вплоть до Великой отечественной войны, когда в связи с оккупацией города и восстановлением его после освобождения, закупки предметов искусства в музей были приостановлены. Первыми приобретенными театральными эскизами в послевоенное время (1945 год) стали три работы Н.К. Рериха к балету И. Стравинского «Весна священная».
Картину развития театральной культуры Краснодара можно
представить, изучая творческое хорошо известных театральных художников.
Наиболее обширными являются коллекции С.В. Аболмазова, А.Ф. Фокина и А.А.
Чечина.
Александр Александрович Чечин, художник-фронтовик. В нашем музее находятся его работы, посвященные военной тематике. Он также являлся главным художником Краснодарского театра оперетты и, в связи с этим, хотелось бы отметить 32 эскиза к пьесе А. Р. Ленормана «Самум».
Александр Александрович Чечин, художник-фронтовик. В нашем музее находятся его работы, посвященные военной тематике. Он также являлся главным художником Краснодарского театра оперетты и, в связи с этим, хотелось бы отметить 32 эскиза к пьесе А. Р. Ленормана «Самум».
Анатолий Федорович Фокин и Сергей Владимирович Аболмазов
работали в стенах Краснодарского краевого драматического театра имени М.
Горького. Творчество Фокина отличается легким мазком, проработкой мельчайших
деталей, настраивающих зрителя на нужный лад (М. Горький «Варвары», И. Анкилов «Солдатская вдова»). И в то же время он мастерски справлялся с
детскими спектаклями, создавая на сцене удивительный мир, который, казалось бы,
мог явиться только во сне: эскизы к спектаклям П.П. Ершова «Конекгорбунок»,
А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», М. Твена «Принц и нищий» и многие другие.
Особого внимания заслуживает коллекция Сергея
Владимировича Аболмазова, подаренная художественному музею его супругой
Натальей Кутузовой в 2014 году и насчитывающая 101 единицу хранения. Эта самая
большая и разнообразная театральная коллекция в нашем музее. Зздесь
представлены эскизы к детским спектаклям («Муха Цокотуха», «Все мыши любят
сыр», «Царевналягушка») и к постановкам по классическим произведениям: В.
Шекспира «Виндзорские насмешницы», А.С. Пушкина «Капитанская дочка»,
Ф.М. Достоевского «Идиот», А.Н. Островского «Гроза», к опере Ш. Гуно «Фауст», а также макеты афиш. Приступая к работе, Сергей Владимирович знакомился с произведением, проникая в самую суть проблемы, дабы раскрыть главную мысль автора. Не последнюю роль при этом играла эпоха, в которую жили герои, особенности времени, традиций и устоев общества.
Ф.М. Достоевского «Идиот», А.Н. Островского «Гроза», к опере Ш. Гуно «Фауст», а также макеты афиш. Приступая к работе, Сергей Владимирович знакомился с произведением, проникая в самую суть проблемы, дабы раскрыть главную мысль автора. Не последнюю роль при этом играла эпоха, в которую жили герои, особенности времени, традиций и устоев общества.
ФОКИН А. Ф. «Эскизы декораций к спектаклю«Конек-Горбунок» |
На основе этой достаточно полной и разнообразной
театральной коллекции в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А.
Коваленко весной 2019 года был осуществлен большой выставочный проект
«Приоткрывая занавес». Данное событие стало толчком к сотрудничеству музея и
театров города, взаимному культурному обмену: в экспозицию вошло более 50
живописных и графических произведений из фондов музея таких мастеров, как С.В.
Аболмазов, А.Ф. Фокин, Б.П. Бельмасов, С.В. Яшин, костюмы и куклы из коллекции
Краснодарского краевого театра кукол. Выставка вызвала большой интерес, и ее
посетило большое количество людей.
Еще одним событием
уходящего года стал фотопроект «Город идет в театр», участники которого
объединили в своем творчестве два вида искусства – фотографию и театр, найдя
между ними удивительную связь, сумев запечатлеть в снимках момент воплощения
пластического искусства на сцене, эмоции на лицах актеров. Для этого участники
конкурсной программы много часов провели в театрах города – на репетициях и за
кулисами во время спектаклей.
Театр
один из немаловажных аспектов культурной жизни людей. А сохранение и популяризация
театрального наследия – одна из важнейших задач музеев. Для ее реализации
необходимо регулярное пополнение фондов, а также проведение тематических
мероприятий с целью привлечения разного рода посетителей, как в музей, так и в
театр, начиная от младшего школьного возраста и до людей старшего поколения.ГОЛОВИН А. Я. «Эскиз декорации к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила». 1904 |
АБОЛМАЗОВ С. В. Эскиз декорации к спектаклю по пьесе Б. М. Рацераи В. К. Константинова «Гусар из КГБ» |
Комментариев нет:
Отправить комментарий