115 лет истории
Музей Коваленко (наше время) |
Музей Коваленко 1916 г. |
проекты, фестивали, лектории, экскурсионные программы и круглые столы.
Исторический путь музея, основанного любителем искусств и коллекционером Федором Акимовичем Коваленко как «Картинная галерея с литературным и археологическим отделами», отмечен самыми разнообразными событиями.
С именем Ф. А. Коваленко связано формирование музея как центра культурной жизни Екатеринодара. После его смерти, последовавшей 9 февраля 1919 года, руководителем музея сначала был назначен Я.М. Жарко, а затем Р.К. Войцик. Их деятельность была направлена на значительное обновление музейного собрания, которому в то время было присвоено имя А.В. Луначарского.
Первая послевоенная выставка |
В 1991 году Российская Федерация стала самостоятельным государством.
В эти непростые годы под руководством Т.М. Кондратенко была проведена научная реставрация исторического здания, вернувшая музею его первоначальный облик. В день 90-летнего юбилея Краснодарскому художественному музею было возвращено имя его основателя. Знаковым событием юбилейных торжеств стало проведение научно-практической конференции «Юбилейные Коваленковские чтения, 2019».
Однако, перевернув новую страницу своей истории, музей вступил и в новую историческую реальность. Изменились границы Российской Федерации, изменилась идеология, изменилась художественная ситуация. Внутренний мир художника становится более ассоциативным, более углублённым и более экспериментальным. Кардинально меняется и практика музейной работы. Жизнь ускоряет свой бег и события в сфере культуры сменяются с калейдоскопической быстротой. Сиюминутное должно быть зафиксировано почти одновременно с происходящими событиями.
Два выставочных проекта в «перекличке эпох»
В истории изобразительного искусства термин «рубеж веков» прочно ассоциируется с переходным временем конца ХIХ начала ХХ века. Это было время новаторских поисков в области живописного языка, отказа, часто декларативного, от общепринятых правил композиции, обновления идеологической направленности творческих поисков. Особенности этого хорошо изученного периода отражены в соответствующих разделах постоянной экспозиции и давно воспринимаются устоявшейся классикой. Конец XX и начало XXI века так же оценивается как многоаспектный исторический рубеж, но получил более широкое определение – постмодернизм. Отличительными особенностями этого стиля является наличие готовой формы в композиции, заимствование классических образов и традиций, придание им новых интерпретаций, достаточно сильно выраженная ироническая нотка, полное отсутствие каких-либо строгих правил и свобода самовыражения.
Этому историческому периоду и была посвящена выставка «НА РУБЕЖЕ», прошедшая в залах Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко.
Выставка "НА РУБЕЖЕ" в музее Коваленко |
|
|
* * * * * *
2019 год собрал в себя целый каскад юбилеев, связанных с великими объектами всемирного наследия. Это 130-летие Эйфелевой башни, которая олицетворяет начало современной эпохи в архитектуре. Это 100-летие основания знаменитой школы Баухауз, которая открывает страницу революционного и современного дизайна в Европе.
И, что наиболее важно для России, что 100-летие Башни III Интернационала Владимира Татлина, признана всемирной организацией ЮНЕСКО главным архитектурным объектом XX века, в котором были сфокусированы все открытия и достижения грядущего столетия. Являясь визитной карточкой Русского конструктивизма, она знаменует финальный крупный юбилей, связанный со 100-летием Русского Авангарда (1919-2019 гг.).
В выставочном проекте «БАШНИ 100-ЛЕТИЙ» заявлена попытка выстроить универсальное видение-концепцию, предельно понятную человеку. Башня – это уровень художника, поднявшегося на свою Сегодняшнюю Вершину. С её высоты открывается взгляд в распахнутую перед ним бесконечность пустоты-и-формы, в интуитивное исследование горизонта событий и значений. Ясность и минимализм высказывания становится главным принципом мышления.
Е Паршина. Комос. 2017. |
В пространстве выставочного зала встретились произведения художников (М. Смаглюк, Т. Вильгант, Т. Тимур, Т. Козорез, Е. Брейн, Д. Тоцкая, Я. Алалыкина) и дизайнеров (А. Тер-Мартиросов, О. Шишкина, Н. Тавадян, М. Кучеренко, П. Корчиков). В своих произведениях крупнейшие художники Краснодара изучают и анализируют такие предельные визуальные константы, как «плоскость – пустота – форма». Дизайнеры же, вдохновляясь конструктивизмом, уделяют большее внимание декоративности как главному принципу. Но краснодарские дизайнеры не собираются останавливаться на достигнутом. В планах будущих творческих поисков – создание виртуального пространства, организация выставок, поиск новых графических форм. И это хорошо, ведь все значительное начинается с амбициозных чертежей и набросков, а после остается дождаться своего часа.
Башни 100 летий. Экспозиция |
ЖИВОПИСНЫЕ МЕСТА КРЫМА
Рассказы о музейных коллекциях
Крымский полуостров всегда являлся важным источником вдохновения для многих творческих людей. Свои впечатления о необыкновенной южной природе, с ее яркими насыщенными цветами, художники передавали в зарисовках и акварелях, в законченных живописных произведениях. Особое место в истории Крыма занимает активная творческая деятельность, предпринятая художниками в конце XIX века. Большая часть преподавателей Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества отдыхали и работали в Крыму. Их произведения хранятся в музеях, Москвы, Петербурга, Крыма. Художественная коллекция краснодарского музея имени Ф. А. Коваленко – не исключение.
|
17 марта в 14.00 состоялась мультимедийная лекция «Живописные места Крыма», приуроченная 5-летию празднования «Крымской весны». Научный сотрудник Екатерина Данильян познакомила слушателей с историями создания картин известных русских художников, чья профессиональная деятельность тесно связано с полуостровом.
Гости музея познакомились не только с подлинными произведениями изобразительного искусства, но и открыли для себя источники, детали творческого развития самых известных мастеров кисти, К.Ф. Богаевского, И.К. Айвазовского, И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи. Каждый из представленных мастеров смог создать свою модель героико-романтического крымского пейзажа, его «суммарный образ». В рассказе о творчестве Максимилиана Волошина была раскрыта тонкая связь между литературным наследием поэта и его акварельными работами.
Так, пытаясь уйти от реальности, художники через свои работы смогли проникнуть в мир мечты о прекрасной земле.
Волошин М. А. Крымский этюд. 1924 |
Коровин К. А. Гавань в Севастополе. 1916. |
Богаевский К.Ф. Древний город |
Комментариев нет:
Отправить комментарий